Девы-воительницы.
Девы-воительницы: новый взгляд на эмансипацию
Женская эмансипация, поголовно выкосившая
инфантильных барышень и перевоплотившая прекрасный пол в сильных женщин с
деловой хваткой — историческое событие, на мой взгляд, являющееся шикарной
театральной постановкой, предыстория которой растянута в веках. Посудите сами:
эмансипацию нам позиционируют как наделение женской части человечества
определенными правами и свободами. Так ли это? Неужели женщины никогда не имели
права голоса? Не думаю. Для сомневающихся: с феминизмом эта статья и рядом не
была; я просто хочу сделать обоснованное предположение, что права, а тем более
свобода, у женщин были. Правда, не у всех.
Об этой категории
представительниц «слабого пола» слышали все, и к ним как нельзя кстати подходит
фраза о том, что слабый пол — это гнилые доски. Амазонки, сильные и
бесстрашные, смертельным вихрем промчались по полям истории и затерялись за
горизонтом. Удивительные девы-воительницы ни в чем не уступали мужчинам, а в
некоторых областях и превосходили их. Греки, чаще всего упоминавшие об
амазонках, даже толком не знали местоположение воинствующего племени: мол,
обитали они на теплом побережье Черного моря, а где точно — никто не знал.
Ходили слухи, что амазонки не просто жили отдельно от мужчин, но и не терпели
рождавшихся у них мальчиков: младенцев растили, как рабов, а то и покалечить
могли. Чаще всего все сразу. Зато девочки — нет, они не жили в шелках и золоте.
Сызмальства из них делали юных воительниц, обучая ратному делу и умению ездить
верхом.
Вездесущий Геродот
отмечал, что амазонок удалось взять в плен всего один раз. Случилось это в Малой
Азии, по пути откуда пленницы улучили момент и благополучно перебили всю
охрану, захватив три корабля. На беду амазонок, матери учили их обращаться с
луками, копьями и лошадьми… а вот править кораблем женщины обучены не были. В
итоге три судна прибило к берегам Азовского моря, откуда амазонки двинулись к
берегам Танаиса и обосновались на свободных левобережных землях. И словно сама
Судьба посмеялась над амазонками: на правом берегу обитали не менее
свободолюбивые и гордые скифские племена, с которыми воительницам вскоре
пришлось столкнуться. Всадники были поражены, когда в павших противниках
распознали женщин. А дальше Судьба снова решает пошутить, и молодые скифы все
чаще стали заглядывать в гости к девушкам-амазонкам, а позднее и вовсе
оставались с ними жить. Считается, что именно от этой связи произошли первые
сарматы. Конечно, Геродоту можно и не верить, но возразить современным
археологам нечего: в местах, указанных древнегреческим историком, были
произведены раскопки. Среди прочих обнаружились захоронения женщин, в которых,
наравне с мужскими, находилось оружие. Подобные могилы были найдены и у скифов.
С амазонками немного
разобрались. Средневековье тоже может похвастать женщинами, не выпускавшими из
рук оружия, но я хочу рассказать о русских «амазонках» — поляницах.
Кто они такие?
Само определение
«поляница» образовалось от давно забытого слова «полякование». Если перевести
со старинного на человеческий, то обозначает оно своеобразный вызов на
поединок. Ищущий славы выезжал в чисто поле и там искал себе противника;
победивший воин привозил трофей в виде головы побежденного.
Свои, родимые богатыри,
Добрыня Никитич и Алеша Попович — и те не рисковали связываться с поляницами,
ибо чревато последствиями. Впрочем, это не помешало Добрыне жениться на одной
из них. Знакомство было весьма своеобразным: Добрыня выехал в поле, на
пресловутое полякование, и на свою беду (счастье?) наткнулся на Настасью
Микулишну. Богатырша была дочерью знаменитого пахаря Микулы Селяниновича. А
Добрыня решил познакомиться по-своему: подъехал к Настасье сзади и что есть
мочи ударил ее несколько раз по голове. Поляница некоторое время игнорировала
нападки, после чего заявила, мол, думала — комар, а оказался русский богатырь.
Знакомство закончилось плачевно: доблестный воин Добрыня был посажен в мешок и
приторочен к седлу. Так бы и пропала история, если б не конь Настасьи — мудрое
животное отказалось везти сразу двоих, далеко не маленьких, седоков. Тогда поляница
вытащила богатыря, попутно размышляя вслух: если старый, то казнить, молодого
взять в плен, а коли в «брачном» возрасте и хорош собою, то взять в мужья.
Собственно, это и было предложено Добрыне. Отказываться невежливо, особенно с
такой невестой.
Еще одна Настасья стала женой богатыря Дуная. Эта поляница была повержена
будущим супругом. Казалось, что жизнь молодых будет долгой и счастливой, да
только самолюбие Дуная все погубило. На брачном пиру устроили соревнования:
Дунай хвалился храбростью, а Настасья метким глазом: девушка несколько раз
выстрелила в серебряное колечко, которое лежало на голове ее нареченного. Дунай
не захотел уступать жене, и потребовал повтора соревнования, но стрелял уже
сам. То ли мед был чересчур хмельным, то ли ветер дул не с той стороны, но
только убил богатырь свою красавицу-жену, а когда осознал содеянное, то
бросился рядом с ней на меч. По легенде, его кровь дала начало реке Дунай.
Сестра Добрыниной жены,
Василиса Микулишна, ничем не уступала Настасье, хоть и не считалась поляницей.
Она стала супругой Ставра Годиновича, и не раз выручала мужа своей храбростью и
смекалкой; в соревновании с воинами князя Владимира Василиса сумела одолеть их
во все предложенных видах соревнований.
В более поздние времена,
свидетельства которых опираются не на мифы, но на факты, женщины-воительницы не
были отдельным племенем: они наравне с мужчинами защищали свои селения и семьи.
Женщины участвовали в походах князя Святослава, обороняли города и деревни от
нашествий Орды, поляков и литовцев. На возражение о том, что исстари
обязанностью женщин, стариков и детей была своевременная доставка боеприпасов
защитникам и поливание нападающих кипятком и смолой, история отвечает: не
только. А как же казачки, которые наравне с мужчинами бились с турками в 1641
году? Девочек-казачек даже воспитывали соответственно, обучая не только
женскому ремеслу, но и умению обращаться с лошадьми, владеть арканом и стрелять
из лука или самострела. А 1774 год, оборона станицы Наурской? Отчаянная оборона
вала полутора сотнями женщин заслужила почетное место на страницах истории. По
преданию, кроме смолы и кипятка на нападающих был вылит даже кипящий свиной
суп. Женская отвага и храбрость были отмечены Екатериной II, наградившей
воительниц медалями и учредившей праздник в их честь. А вы говорите —
эмансипация…
25.02.2017
(152 просмотров)