Полабская Русь.

Полабская Русь.


ПОЛА́БСКИЕ СЛАВЯ́НЕ (по­ла­бы), боль­шая груп­па зап.-слав. пле­мён, на­се­ляв­ших с 6 в. тер­ри­то­рию от Бал­тий­ско­го м. на се­ве­ре до Руд­ных гор на юге, от р. Ла­ба (Эль­ба) и её при­то­ка р. Са­ла (За­ле) на за­па­де до р. Од­ра (Одер) на вос­то­ке. В герм. тра­ди­ции на­зы­ва­ют­ся ве­не­да­ми (вен­да­ми). На вос­то­ке П. с. гра­ни­чи­ли с лю­бу­ша­на­ми и по­мо­ря­на­ми, на за­па­де – с сак­са­ми, на юге – с чеш. пле­ме­на­ми. Даль­ше все­го в сев.-зап. на­прав­ле­нии рас­се­ля­лись пле­ме­на, объ­е­ди­няе­мые назв. обод­ри­ты (бод­ри­чи), ко­то­рые в 10–11 вв. де­ли­лись на 3 час­ти: ваг­ров, жив­ших на по­бе­ре­жье Бал­ти­ки (п-ов Ваг­ри­ен), с цен­тром в Стар­гра­де, по­ла­бов – ме­ж­ду ре­ка­ми Тра­ва (Тра­ве) и Ла­ба (Эль­ба), с цен­тром в Ра­ти­бо­ре, а так­же соб­ст­вен­но обод­ри­тов – ме­ж­ду Вис­мар­ской бух­той и оз. Шве­ри­нер-Зе, с цен­тром в Ве­ли­гра­де (Ви­ли­гра­де). К груп­пе обод­ри­тов при­чис­ля­ют так­же пле­ме­на вар­нов в вер­ховь­ях р. Вар­но­ва (Вар­нов) и про­жи­вав­ших к югу от них гли­нян или ли­нян, с цен­тром в Лен­чи­не. В этом же рай­оне франк­ские хро­ни­ки упо­ми­на­ют в 9 в. пле­мя смо­лин­цев, позд­нее не встре­чаю­щее­ся. На юж. бе­ре­гу Ла­бы сре­ди дре­му­чих ле­сов про­жи­ва­ли дре­вя­не (дре­ва­не). Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что у не­ко­то­рых из ука­зан­ных пле­мён в 9–10 вв. на­блю­дал­ся про­цесс внутр. кон­со­ли­да­ции, со­про­во­ж­дав­ший­ся упад­ком гро­дов – цен­тров со­сед­ских об­щин и об­ра­зо­ва­ни­ем бо­лее круп­ных пле­мен­ных цен­тров, ино­гда при­об­ре­тав­ших гор. чер­ты. Да­лее на вос­ток, вплоть до Од­ры (Оде­ра), на пло­до­род­ных при­мор­ских зем­лях про­жи­ва­ли лю­ти­чи (ве­ле­ты, виль­цы), из­вест­ные под этим об­щим назв. с кон. 8 в. и вклю­чав­шие: хи­жан (рас­се­ля­лись в сред­нем и ниж­нем те­че­нии Вар­но­вы; гл. грод – Хи­жин), че­рез­пе­нян [ме­ж­ду­ре­чье Рек­ни­ца (Реккниц) и Пе­ны (Пе­не)], до­лен­чан [к вос­то­ку от До­лен­ско­го оз. (Тол­лен­зе­зе)], а так­же ра­та­рей (к югу от До­лен­ско­го оз.), со свя­ти­ли­щем Ра­де­го­ща (Ре­де­га­ста). Назв. пле­ме­ни, про­жи­вав­ше­го в ниж­нем те­че­нии Пе­ны и на о. Уз­нам (Узе­дом), не­из­вест­но. На пло­до­род­ных зем­лях над р. Ук­ра (Вкра, Ик­кер) жи­ли ук­ры. Все эти пле­ме­на от­ли­ча­лись ар­ха­ич­ной со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ци­ей вплоть до 10–11 вв. – пе­рио­да воз­ник­но­ве­ния фе­де­ра­ции пле­мён, на­зы­вае­мой Ве­лет­ским сою­зом. От них от­ли­ча­лись ра­ны (руя­ны), про­жи­вав­шие на о. Ру­ян (Руя­на; Рю­ген), с из­вест­ным свя­ти­ли­щем в Ар­ко­не и, воз­мож­но, на час­ти ма­те­ри­ка. Да­лее в юж. на­прав­ле­нии жи­ли пле­ме­на, в 10–12 вв. при­чис­ляе­мые к лю­ти­чам: мо­ри­чи (у оз. Мо­риц), до­ша­не, ре­ча­не, бре­жа­не, ли­пя­не, мо­ри­ча­не, сто­до­ря­не [га­во­ля­не; са­мое круп­ное из пе­ре­чис­лен­ных пле­мён, оби­та­ли в сред­нем те­че­нии р. Га­во­ла, с цен­тром в Бра­ни­бо­ре (Бран­ден­бур­ге)]. Да­лее к югу про­жи­ва­ли не­боль­шие пле­ме­на пло­ни­ев и спре­ван.


На­се­ле­ние ме­ж­ду ре­ка­ми Са­ла (За­ле) и Ни­са Лу­жиц­кая (Ней­се) из­вест­но под об­щим назв. «сер­бо­лу­жи­ча­не» (лу­жиц­кие сер­бы, сор­бы; см. Лу­жи­ча­не), хо­тя они не бы­ли еди­ны ни по про­ис­хо­ж­де­нию, ни по внутр. струк­ту­ре. На пло­до­род­ных зем­лях в ме­ж­ду­ре­чье Са­лы и Ла­бы про­жи­ва­ли в осн. ма­ло­числ. пле­ме­на и со­сед­ские об­щи­ны (с 7 в. на­зы­ва­лись сер­ба­ми), ни­ко­гда не соз­да­вав­шие бо­лее круп­ных по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний (в кон. 9 в. под­верг­лись герм. за­вое­ва­нию). Юг от Ла­бы на­се­ля­ли жи­ти­цы, жир­мун­ты, су­сель­цы, ко­лед­жи­цы, не­ле­ти­цы, худ­зи­цы и др.; сред­нее те­че­ние Ла­бы – ни­зи­цы, сци­ти­цы, да­ле­мин­цы, ни­жи­чи. Наи­боль­шим уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия от­ли­ча­лись про­жи­вав­шие в сред­нем те­че­нии р. Спре­ва (Шпре) лу­жи­ча­не и у ис­то­ков этой же ре­ки, во­круг Бу­ди­ши­на (Бау­це­на), миль­ча­не.


Осн. за­ня­тия П. с. – зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во, борт­ни­че­ст­во, про­мыс­лы. Их со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­го­су­дар­ст­вен­но­му уров­ню раз­ви­тия, гл. груп­пы – сво­бод­ные об­щин­ни­ки и пле­мен­ная знать во гла­ве с кня­зем. Ра­бы ве­со­мой ро­ли не иг­ра­ли. В от­ли­чие от польск. и чеш. пле­мён, П. с. до герм. за­вое­ва­ния соб­ст­вен­но­го го­су­дар­ст­ва не соз­да­ли. Наи­бо­лее пат­ри­ар­халь­ной со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ци­ей от­ли­ча­лись сер­бо­лу­жиц­кие пле­ме­на. П. с. уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли объ­ек­том экс­пан­сии Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва во гла­ве с Кар­лом I Ве­ли­ким. Бод­ри­чи и лю­ти­чи, по­пав­шие в за­ви­си­мость от фран­ков в 7 в., ос­во­бо­ди­лись от неё толь­ко в ре­зуль­та­те вос­ста­ния 983. По­ли­ти­ку под­чи­не­ния П. с. про­во­ди­ли и сак­сы. В 937 От­тон I Ве­ли­кий соз­дал с этой це­лью на юго-вост. по­гра­ни­чье Сак­со­нии Вост. мар­ку (Сак­сон­ская мар­ка), ох­ва­ты­вав­шую тер­ри­то­рии от Гар­ца до рек Са­ла и Муль­да (Муль­де). В 963 марк­граф Ге­ро (ум. 965) за­хва­тил Лу­жи­цы, в ре­зуль­та­те че­го Сак­сон­ская мар­ка ста­ла гра­ни­чить с польск. го­су­дар­ст­вом. За­вое­ва­ния Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го на тер­ри­то­рии Лу­жиц ока­за­лись не­проч­ны­ми. Па­рал­лель­но с воо­руж. экс­пан­си­ей раз­ви­вал­ся про­цесс при­ну­ди­тель­ной хри­стиа­ни­за­ции П. с. В 948 соз­да­ны епи­скоп­ст­ва в зем­лях лю­ти­чей (Ха­фель­берг и Бран­ден­бург), в 968 – ваг­ров (Стар­град). То­гда же епи­скоп­ские пре­сто­лы бы­ли уч­ре­ж­де­ны в зем­лях сер­бо­лу­жи­чан (Миш­ны, Мер­зе­бург, Жи­ти­цы). Эти и др. цен­тры хри­стиа­ни­за­ции про­су­ще­ст­во­ва­ли не­дол­го, но в 11–12 вв. в ус­ло­ви­ях во­зоб­нов­ле­ния герм. экс­пан­сии на тер­ри­то­рии П. с. мно­гие из них бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. В 10 в. у обод­ри­тов ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся про­цесс ин­те­гра­ции отд. пле­мён (Венд­ская дер­жа­ва), от­кры­вав­ший пер­спек­ти­ву соз­да­ния собств. го­су­дар­ст­ва. Но он не по­лу­чил пол­но­цен­но­го раз­вития, в 12 в. тер­ри­то­рии про­жи­ва­ния П. с. вновь под­верг­лись герм. за­вое­ва­ни­ям. В 1147 со­сто­ял­ся т. н. по­лаб­ский кре­сто­вый по­ход, ор­га­ни­зо­ван­ный с бла­го­сло­ве­ния па­пы Рим­ско­го Ев­ге­ния III (см. Кре­сто­вые по­хо­ды в Вос­точ­ной Ев­ро­пе), ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние ко­то­ро­му ока­зал князь обод­ри­тов Ник­лот. В ре­зуль­та­те но­вых кре­сто­вых по­хо­дов, в т. ч. с уча­сти­ем при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во польск. кня­зей, П. с. бы­ли за­воёва­ны. В 1168/69 дат. ко­роль Валь­де­мар I за­хва­тил и раз­ру­шил Ар­ко­ну. К ру­бе­жу 12–13 вв. все слав. зем­ли По­ла­бья бы­ли вклю­че­ны в разл. герм. гос. об­ра­зо­ва­ния и при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во (в рим­ско-ка­то­лич. фор­ме). На за­хва­чен­ных зем­лях уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ко­ло­ни­за­ции и гер­ма­ни­за­ции слав. на­се­ле­ния. До сер. 18 в. язык и обы­чаи П. с. со­хра­ня­лись к за­па­ду от ниж­ней Ла­бы (тер­ри­то­рия про­жи­ва­ния по­том­ков дре­ван). Ны­не на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии про­жи­ва­ют ок. 60 тыс. лу­жиц­ких сер­бов.

ПОЛА́БСКИЕ СЛАВЯ́НЕ (по­ла­бы), боль­шая груп­па зап.-слав. пле­мён, на­се­ляв­ших с 6 в. тер­ри­то­рию от Бал­тий­ско­го м. на се­ве­ре до Руд­ных гор на юге, от р. Ла­ба (Эль­ба) и её при­то­ка р. Са­ла (За­ле) на за­па­де до р. Од­ра (Одер) на вос­то­ке. В герм. тра­ди­ции на­зы­ва­ют­ся ве­не­да­ми (вен­да­ми). На вос­то­ке П. с. гра­ни­чи­ли с лю­бу­ша­на­ми и по­мо­ря­на­ми, на за­па­де – с сак­са­ми, на юге – с чеш. пле­ме­на­ми. Даль­ше все­го в сев.-зап. на­прав­ле­нии рас­се­ля­лись пле­ме­на, объ­е­ди­няе­мые назв. обод­ри­ты (бод­ри­чи), ко­то­рые в 10–11 вв. де­ли­лись на 3 час­ти: ваг­ров, жив­ших на по­бе­ре­жье Бал­ти­ки (п-ов Ваг­ри­ен), с цен­тром в Стар­гра­де, по­ла­бов – ме­ж­ду ре­ка­ми Тра­ва (Тра­ве) и Ла­ба (Эль­ба), с цен­тром в Ра­ти­бо­ре, а так­же соб­ст­вен­но обод­ри­тов – ме­ж­ду Вис­мар­ской бух­той и оз. Шве­ри­нер-Зе, с цен­тром в Ве­ли­гра­де (Ви­ли­гра­де). К груп­пе обод­ри­тов при­чис­ля­ют так­же пле­ме­на вар­нов в вер­ховь­ях р. Вар­но­ва (Вар­нов) и про­жи­вав­ших к югу от них гли­нян или ли­нян, с цен­тром в Лен­чи­не. В этом же рай­оне франк­ские хро­ни­ки упо­ми­на­ют в 9 в. пле­мя смо­лин­цев, позд­нее не встре­чаю­щее­ся. На юж. бе­ре­гу Ла­бы сре­ди дре­му­чих ле­сов про­жи­ва­ли дре­вя­не (дре­ва­не). Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что у не­ко­то­рых из ука­зан­ных пле­мён в 9–10 вв. на­блю­дал­ся про­цесс внутр. кон­со­ли­да­ции, со­про­во­ж­дав­ший­ся упад­ком гро­дов – цен­тров со­сед­ских об­щин и об­ра­зо­ва­ни­ем бо­лее круп­ных пле­мен­ных цен­тров, ино­гда при­об­ре­тав­ших гор. чер­ты. Да­лее на вос­ток, вплоть до Од­ры (Оде­ра), на пло­до­род­ных при­мор­ских зем­лях про­жи­ва­ли лю­ти­чи (ве­ле­ты, виль­цы), из­вест­ные под этим об­щим назв. с кон. 8 в. и вклю­чав­шие: хи­жан (рас­се­ля­лись в сред­нем и ниж­нем те­че­нии Вар­но­вы; гл. грод – Хи­жин), че­рез­пе­нян [ме­ж­ду­ре­чье Рек­ни­ца (Реккниц) и Пе­ны (Пе­не)], до­лен­чан [к вос­то­ку от До­лен­ско­го оз. (Тол­лен­зе­зе)], а так­же ра­та­рей (к югу от До­лен­ско­го оз.), со свя­ти­ли­щем Ра­де­го­ща (Ре­де­га­ста). Назв. пле­ме­ни, про­жи­вав­ше­го в ниж­нем те­че­нии Пе­ны и на о. Уз­нам (Узе­дом), не­из­вест­но. На пло­до­род­ных зем­лях над р. Ук­ра (Вкра, Ик­кер) жи­ли ук­ры. Все эти пле­ме­на от­ли­ча­лись ар­ха­ич­ной со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ци­ей вплоть до 10–11 вв. – пе­рио­да воз­ник­но­ве­ния фе­де­ра­ции пле­мён, на­зы­вае­мой Ве­лет­ским сою­зом. От них от­ли­ча­лись ра­ны (руя­ны), про­жи­вав­шие на о. Ру­ян (Руя­на; Рю­ген), с из­вест­ным свя­ти­ли­щем в Ар­ко­не и, воз­мож­но, на час­ти ма­те­ри­ка. Да­лее в юж. на­прав­ле­нии жи­ли пле­ме­на, в 10–12 вв. при­чис­ляе­мые к лю­ти­чам: мо­ри­чи (у оз. Мо­риц), до­ша­не, ре­ча­не, бре­жа­не, ли­пя­не, мо­ри­ча­не, сто­до­ря­не [га­во­ля­не; са­мое круп­ное из пе­ре­чис­лен­ных пле­мён, оби­та­ли в сред­нем те­че­нии р. Га­во­ла, с цен­тром в Бра­ни­бо­ре (Бран­ден­бур­ге)]. Да­лее к югу про­жи­ва­ли не­боль­шие пле­ме­на пло­ни­ев и спре­ван.


На­се­ле­ние ме­ж­ду ре­ка­ми Са­ла (За­ле) и Ни­са Лу­жиц­кая (Ней­се) из­вест­но под об­щим назв. «сер­бо­лу­жи­ча­не» (лу­жиц­кие сер­бы, сор­бы; см. Лу­жи­ча­не), хо­тя они не бы­ли еди­ны ни по про­ис­хо­ж­де­нию, ни по внутр. струк­ту­ре. На пло­до­род­ных зем­лях в ме­ж­ду­ре­чье Са­лы и Ла­бы про­жи­ва­ли в осн. ма­ло­числ. пле­ме­на и со­сед­ские об­щи­ны (с 7 в. на­зы­ва­лись сер­ба­ми), ни­ко­гда не соз­да­вав­шие бо­лее круп­ных по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ний (в кон. 9 в. под­верг­лись герм. за­вое­ва­нию). Юг от Ла­бы на­се­ля­ли жи­ти­цы, жир­мун­ты, су­сель­цы, ко­лед­жи­цы, не­ле­ти­цы, худ­зи­цы и др.; сред­нее те­че­ние Ла­бы – ни­зи­цы, сци­ти­цы, да­ле­мин­цы, ни­жи­чи. Наи­боль­шим уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия от­ли­ча­лись про­жи­вав­шие в сред­нем те­че­нии р. Спре­ва (Шпре) лу­жи­ча­не и у ис­то­ков этой же ре­ки, во­круг Бу­ди­ши­на (Бау­це­на), миль­ча­не.


Осн. за­ня­тия П. с. – зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во, борт­ни­че­ст­во, про­мыс­лы. Их со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­го­су­дар­ст­вен­но­му уров­ню раз­ви­тия, гл. груп­пы – сво­бод­ные об­щин­ни­ки и пле­мен­ная знать во гла­ве с кня­зем. Ра­бы ве­со­мой ро­ли не иг­ра­ли. В от­ли­чие от польск. и чеш. пле­мён, П. с. до герм. за­вое­ва­ния соб­ст­вен­но­го го­су­дар­ст­ва не соз­да­ли. Наи­бо­лее пат­ри­ар­халь­ной со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ци­ей от­ли­ча­лись сер­бо­лу­жиц­кие пле­ме­на. П. с. уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли объ­ек­том экс­пан­сии Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва во гла­ве с Кар­лом I Ве­ли­ким. Бод­ри­чи и лю­ти­чи, по­пав­шие в за­ви­си­мость от фран­ков в 7 в., ос­во­бо­ди­лись от неё толь­ко в ре­зуль­та­те вос­ста­ния 983. По­ли­ти­ку под­чи­не­ния П. с. про­во­ди­ли и сак­сы. В 937 От­тон I Ве­ли­кий соз­дал с этой це­лью на юго-вост. по­гра­ни­чье Сак­со­нии Вост. мар­ку (Сак­сон­ская мар­ка), ох­ва­ты­вав­шую тер­ри­то­рии от Гар­ца до рек Са­ла и Муль­да (Муль­де). В 963 марк­граф Ге­ро (ум. 965) за­хва­тил Лу­жи­цы, в ре­зуль­та­те че­го Сак­сон­ская мар­ка ста­ла гра­ни­чить с польск. го­су­дар­ст­вом. За­вое­ва­ния Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го на тер­ри­то­рии Лу­жиц ока­за­лись не­проч­ны­ми. Па­рал­лель­но с воо­руж. экс­пан­си­ей раз­ви­вал­ся про­цесс при­ну­ди­тель­ной хри­стиа­ни­за­ции П. с. В 948 соз­да­ны епи­скоп­ст­ва в зем­лях лю­ти­чей (Ха­фель­берг и Бран­ден­бург), в 968 – ваг­ров (Стар­град). То­гда же епи­скоп­ские пре­сто­лы бы­ли уч­ре­ж­де­ны в зем­лях сер­бо­лу­жи­чан (Миш­ны, Мер­зе­бург, Жи­ти­цы). Эти и др. цен­тры хри­стиа­ни­за­ции про­су­ще­ст­во­ва­ли не­дол­го, но в 11–12 вв. в ус­ло­ви­ях во­зоб­нов­ле­ния герм. экс­пан­сии на тер­ри­то­рии П. с. мно­гие из них бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. В 10 в. у обод­ри­тов ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся про­цесс ин­те­гра­ции отд. пле­мён (Венд­ская дер­жа­ва), от­кры­вав­ший пер­спек­ти­ву соз­да­ния собств. го­су­дар­ст­ва. Но он не по­лу­чил пол­но­цен­но­го раз­вития, в 12 в. тер­ри­то­рии про­жи­ва­ния П. с. вновь под­верг­лись герм. за­вое­ва­ни­ям. В 1147 со­сто­ял­ся т. н. по­лаб­ский кре­сто­вый по­ход, ор­га­ни­зо­ван­ный с бла­го­сло­ве­ния па­пы Рим­ско­го Ев­ге­ния III (см. Кре­сто­вые по­хо­ды в Вос­точ­ной Ев­ро­пе), ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние ко­то­ро­му ока­зал князь обод­ри­тов Ник­лот. В ре­зуль­та­те но­вых кре­сто­вых по­хо­дов, в т. ч. с уча­сти­ем при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во польск. кня­зей, П. с. бы­ли за­воёва­ны. В 1168/69 дат. ко­роль Валь­де­мар I за­хва­тил и раз­ру­шил Ар­ко­ну. К ру­бе­жу 12–13 вв. все слав. зем­ли По­ла­бья бы­ли вклю­че­ны в разл. герм. гос. об­ра­зо­ва­ния и при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во (в рим­ско-ка­то­лич. фор­ме). На за­хва­чен­ных зем­лях уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ко­ло­ни­за­ции и гер­ма­ни­за­ции слав. на­се­ле­ния. До сер. 18 в. язык и обы­чаи П. с. со­хра­ня­лись к за­па­ду от ниж­ней Ла­бы (тер­ри­то­рия про­жи­ва­ния по­том­ков дре­ван). Ны­не на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии про­жи­ва­ют ок. 60 тыс. лу­жиц­ких сер­бов.

Источник: https://bigenc.ru/

 15.09.2019
 (427 просмотров)