По одёжке встречают

По одёжке встречают

«По одёжке встречают» - эта широко известная поговорка донесла до наших дней существующие у славян и русских представления о роли одежды в жизни человека. Представления эти зародились в глубокой древности. Образ нити связывался у наших предков с Космогоническими процессами: по вере древних славян мир был выпряден подобно нити Богиней-пряхой, хозяйкой человеческих судеб, доли, жизни и смерти. С тех пор ткань отражала переплетение человеческих судеб и ассоциировалась с телом. А поэтому любая смена одежды олицетворяла собой изменение тела человека, его формирование и состояние. Поэтому и возникли обычаи дарить жениху на свадьбу новую рубаху, сшитую невестой, или бросать в воду одежду тяжело больного человека, переодевая его в новую – для исцеления.

В народной культуре крой и структура одежды отражала представления о энергетическом строении тела человека и его социальной роли в обществе. Русский народный костюм представляет собой многослойную композицию из разных одежд прямого («рубленного») кроя, каждый элемент которой впервые одевался по достижении определённого возраста и социального положения, обычно в ходе обряда. Особенно хорошо это видно на примере женской одежды: обретение фартука, понёвы, вершника были рубежами взросления, отмечающими готовность к продолжению рода, созданию семьи. А «слоистая» структура костюма напоминает современные представления о строении биополя человека, по которым наше физическое тело окружают несколько тонких (духовных) оболочек, вложенных одна в другую подобно матрёшкам.

Крой мужской и женской одежды различался далеко не случайно. Так, характерной особенностью русской женской рубахи является несущая функция рукавов, к которым подшивался стан. Связано это с представлениями о роли руки в энергетике женского образа: по узорам рукава сходили в жизнь души рождаемых женщиной детей. В мужском же образе ведущей выступала сквозная вертикаль стана рубахи – от подола до плеча.

Если крой одежды олицетворял особенности строения тела и его энергий, то узор выступал инструментом воздействия на душу, силу и обстоятельства жизни. Обилие узора и его формы в первую очередь зависели от возраста владельца, а точнее – его детородных возможностей - потому что в первую очередь узор был призван обеспечить продолжение здорового рода. За свою жизнь русская женщина сменяла около 10 типов костюма. Часть одежд была призвана обеспечить рождение ребёнка в зависимости от очерёдности родового старшинства, другие одежды предназначались для контакта с духами предков, приносящих благополучие; узор третьих – готовил душу к последнему – «смертному» переходу. Кроме того на одежды обязательно наносились знаки, указывающие к какому роду принадлежит их владелец, каков его социальный статус. На социальную роль так же указывали крой и состав одежд. Например, длина рубахи у парней обычно достигала середины бедра, а у женатых «отцов семейств» - до колена. На социальную принадлежность владельца так же указывали вид и качество ткани, количество узоров и цвета одежд.

Всё это отнюдь не было досужим вымыслом. Современные исследования физиологов показывают, что нашему организму совсем не безразлично какую одежду мы носим. Например, ткань красного цвета оказывает на наш организм стимулирующее воздействие и защищает от инфекционных заболеваний, синяя – успокаивает, чёрная – укрепляет

ослабленный организм, белая - способствует внутренней концентрации. Узоры геометрического стиля, которыми обильно украшалась русская народная одежда, обладают способностью влиять на состояние организма человека, причём это воздействие обуславливается вполне конкретными физико-биологическими механизмами и не зависит от мыслей и веры человека. Всё дело в том, что скопления нитей разного цвета поглощают разные электромагнитные волны в определённой ритмической последовательности, в основе которой лежит принцип Золотого Сечения, обладающего гармонизирующими свойствами. Через нервные окончания кожи и зрительный нерв эти ритмы в конечном итоге поступают в мозг, порождая резонансные явления. В итоге активируются скрытые (латентные) гены ДНК, пробуждается родовая память, гармонизируются физиологические процессы, а в качестве «побочного эффекта» - восстанавливается здоровье и повышается настроение.

Народная культура за тысячелетия своего существования отобрала оптимальные по своему действию формы знаков узора и сочетания символов. Используя их даже в одежде современного кроя можно поддержать свой организм и помочь себе в различных жизненных ситуациях. Для того чтобы узор одежды «работал» оптимально важно, что бы нужные знаки приходились на нужные места (разные в женской и мужской одежде), а так же что бы узор соответствовал возрасту и своему назначению. Такая одежда способна сохранить здоровье, поддержать в сложные моменты жизни, защитить от энергоинформационного негатива, а в конечном итоге – исправить судьбу, принести успех и счастье.

Специально для Русской одежды "Гардарика" этнограф Качаева М.А.

 #Гардарика

 25.09.2019
 (181 просмотров)